Сейчас в вашей корзине 0 шт. Оформить заказ
  • Прикладная этология человека дает понимание внутренней логики устройства мира людей, а так же навыки практического использования этого понимания для улучшения жизни себя и окружающих. В результате вы получаете возможность управления своими личной жизнью, любовью, счастьем, успешностью, судьбой. Вы научитесь сами идентифицировать те или иные инстинктивные проявления внутри себя, подмечать их у других людей вокруг Вас, будете контролировать свое поведение и знать чего ждать от окружающих!
  • Новоселов Олег, автор известной книги «Женщина. Учебник для мужчин», продолжает описывать человеческое общество с точки зрения этологии человека, области естествознания, изучающей поведение и инстинкты. Здесь Вы узнаете не только что такое с точки зрения этологии человека отношения между мужчиной и женщиной, пол, гендер, матриархат, патриархат, религия, феминизм и демографический кризис, но и что такое наука, искусство, культура, законы, политика, воспитание детей и многое другое.
  • Скачать или читать онлайн
    бесплатно электронную версию книги
    «Женщина. Учебник для мужчин»
    первое издание!
    Прочесть статьи, посмотреть видео с
    Новоселовым Олегом, обсудить на форуме
    непонятные моменты в книге и жизни,
    а также задать вопросы автору!
    Заказать последнюю редакцию книги
    «Женщина. Учебник для мужчин»
    в бумажном виде с личным автографом
    Новоселова Олега на первых страницах!
    Участвовать в изменении мира
    вместе с нами, помогая развивать проект
    активностью на форуме, рекламой книги
    и сайта в сети, финансовой помощью!

Взгляд этолога на искусство. (Изобразительное искусство)


      Когда я был маленький, я рос в среде физиков и увлекался преимущественно науками и техникой. Рисование с развитием фотографии уже перестало быть неотъемлемой частью естественнонаучного образования. Чтобы сделать иллюстрацию к статье уже не обязательно было вырисовывать экспериментальную установку или археологическую находку. Достаточно было сфотографировать. Соответственно, мир искусства был от меня далек, завораживал и казался загадочным и совершенно непостижимым. Я мечтал когда-нибудь самому научиться делать красивые вещи. А люди искусства казались кем-то вроде инопланетян. Теперь, когда мне понятен мир людей, и я разобрался во внутренней логике мира искусства и даже сам научился рисовать на любительском уровне - я только посмеиваюсь над своей тогдашней глупостью. И меня давно подмывает написать статью об искусстве с точки зрения здравого смысла. Вокруг искусства наворочено почти столько же ахов, охов, непонятных слов и напущено загадочного туману, как и вокруг любви. Чтобы понять, что там к чему, обратимся к этологии - ключу к пониманию мира людей. Итак, поехали.

 

Игровой инстинкт.
 

     Все мы  в  детстве любили играть. Некоторые даже сохранили эту любовь к играм до старости. Все мы видели, как котята, играя с хвостом кошки, друг с другом, принесенной кошкой покалеченной мышью или с привязанным вами на конце нитки кусочком меха, отрабатывают приемы преследования, нападения, удержания жертвы и драки. И все мы замечаем, что повзрослев, животные обычно теряют интерес к играм. Итак, игра - это естественная функция детеныша. Его тренировка. На холостом ходу отрабатываются инстинктивные и полученные в результате обучения поведенческие элементы. Когда детеныш вырос, он уже занимается реальной охотой, а не играми. У сапиенсов все точно также. Мальчики играют «в войнушку» и бросают в цель снежки, камни и палки, отрабатывая внешнюю самцовую полоролевую функцию. Девочки - играют «в дом» и нянчат кукол, отрабатывая самочную полоролевую функцию. Когда дети вырастают, они занимаются уже не играми, а реальной жизнью. Мозг детеныша считает игру крайне полезным занятием, поэтому поощряет игровое поведение выбросом эндорфинов - гормонов удовольствия. Соответственно, детеныш чувствует от игры кайф.
 

       Аналогичным образом так называемые «фантазии» являются отработкой на холостом ходу алгоритмов поведения и эмоциональных реакций - участков алгоритмов инстинктивных программ. Наш мозг также считает эти игры инстинкта и разума весьма полезными, поэтому фантазировать мы любим. Впрочем, если в реальной жизни мы счастливы, то есть эндорфинов и без фантазий хватает - фантазии теряют смысл и пропадают автоматически. Другими словами, фантазиями увлекается только незрелая неблагополучная в реальной жизни особь. Это абсолютно логично. Раз игры и фантазии - это средство обучения молодняка, то они нужны только тем, кто пока не вырос либо не смог достичь благополучия, не смотря на то, что вырос.
 

    Так вот, искусство - это не что иное, как различные способы заставить срабатывать инстинкты в игровом режиме, на холостом ходу. Такая сработка и называется эмоциональным откликом и фантазиями. Таким образом, искусство - это мощнейший инструмент формирования эмоциональных (инстинктивных) реакций и моделирования, программирования поведения людей. То есть оно несет огромную воспитательную нагрузку. Что человек прочитал в книге или увидел на телеэкране, чему сопереживал, в какие компьютерные игры играл - то он с большой вероятностью и будет исполнять в реальном мире. Попросту, искусство всегда было и остается мощнейшим инструментом пропаганды. Который, разумеется, успешно используется либо государством в его целях, либо всеми подонками, кому не лень - в их целях.


     Обычно эмоциональная нестабильность, склонность к играм - признак незрелости либо внутреннего неблагополучия индивида. Поэтому человек склонен заниматься искусством и восприимчив к оному как правило в результате этой своей незрелости. Например, мы знаем, что наиболее зависимы от музыки подростки и молодежь в период эмоциональной нестабильности, вызванной гормональными выбросами в репродуктивный период (период гиперсексуальности). Потом, когда гормональный фон стабилизируется - становится «не до того». Психологи называют это сублимацией. Соответственно, расцвет искусств - это признак неблагополучия, разбалансированности общества. Такой расцвет означает, что слишком много людей не счастливы, их инстинкты не удовлетворены и потому заставляют людей искать в игровой форме пути удовлетворения. То есть загоняют взрослую особь в детский игровой режим. В здоровом же обществе искусства, как правило, просты, носят по большей части характер украшательства интерьера, одежды, утвари и звукового сопровождения ритуалов. А игры и целенаправленное занятие искусством заслуженно считаются детской забавой, не достойной взрослого человека.


     В  особо  запущенных  случаях  человек  сбегает из мира реального в виртуальный вымышленный мир игр и фантазий. Чаще всего такой побег происходит из-за того, что современный мир с его искусственными иерархиями и противоестественными схемами отношений человеку интуитивно не понятен. Более того, индивид в нем намеренно дезориентирован и окружен иллюзиями в целях более удобного им управления. Поэтому человек чувствует, что его имеют, но ничего с этим поделать не может. И тогда он, избегая ощущения опасности и унижения, уходит в интуитивно понятный виртуальный мир фэнтэзи, компьютерных игр и т.п. Кстати, фильм «Матрица» возник вовсе не на пустом месте.


        По направленному воздействию на те или иные инстинкты людей искусство делится на две четкие категории. Искусство, вызывающее сработку на холостом ходу животных эгоистических инстинктов, а следовательно ведущее к оскотиниванию людей и деградации социума - называется низким. Искусство, вызывающее сработку на холостом ходу видоспецифических альтруистических инстинктов или обращающееся к разуму, натравливая его на животные эгоистические инстинкты, а следовательно ведущее к сотрудничеству людей и балансировке социума - называется высоким. Церковь в сбалансированном здоровом обществе опекает и поощряет высокое искусство, являясь основным заказчиком его произведений. Например, роспись и скульптуры соборов, картины религиозной и морализаторской тематики, органная музыка и пр. Низкое, «площадное» искусство - напротив, подавляется цензурой и прочими методами. А деятелей низкого искусства не пускают в приличные дома и хоронят за кладбищем.
 

Изобразительное искусство.


         Пятачок хвастается Вини Пуху:
 

- Вини, художник мой портрет нарисовал.
 

     Пришли они к Пятачку, Вини Пух смортит - на стене висит мясокомбинатовская схема разделки свиной туши. Вини Пух долго глядит на нее и говорит:


- Вроде не похоже.


         Пятачок отвечает:


- Понимаешь, Вини, художник так меня видит.


         Анекдот
 

       Разберем в качестве примера как устроено и работает изобразительное искусство. Мы не будем разбирать техники и школы, нам это здесь не интересно. Но нам важно, что существуют такие характеристики, как форма (как нарисовано) и содержание (что именно нарисовано, а главное зачем, какова цель художника). Также нам интересно, что одну и ту же вещь разные люди оценивают с совершенно разных позиций. Например глядя на картину, дилетант оценивает с точки зрения «нравится-не нравится». То есть сообразно индивидуальному субъективному эмоциональному отклику, рожденному картиной. Напомнила, скажем, ему картина что-то из его жизненного опыта - родился эмоциональный отклик, клиента зацепило. Искусствовед будет соотносить картину со своими знаниями об аналогах, направлениях, техниках живописи. Художника будет интересовать уровень трудозатрат и технология производства данного «продукта». Владельца галереи будет интересовать выгодно ли ему будет картину вывеситькак скоро и кому ее можно будет впарить и сколько при этом наварить. Покупателя будет интересовать целесообразность инвестиций в данное произведение искусства. Как будет расти на него рыночная цена.


    Тут нужно еще описать, что такое изобразительное искусство как бизнес. Вообще, художников, в том числе хороших и талантливых - выше крыши. Бездарей, в том числе активных - еще больше. Есть даже цеха по производству ширпотреба, где за копейки работают гастробайтеры. Так что конкуренция среди художников бешеная. А так как компетентных и одновременно платежеспособных покупателей крайне мало, то заняты художники в основном производством портретов и копий «мастеров». То есть ни чем иным, как банальной игрой на тщеславии. Иерархический инстинкт клиента максимально доволен, когда он любуется на себя самого на портрете либо чувствует свою причастность к чему-то великому, повесив на стене копию знаменитой картины. Пользуются спросом также например стандартные пейзажи, на которых изображена комбинация водоема, открытого пространства суши и деревьев. То есть именно тот ландшафт, вид которого прошит в нашем мозгу как наиболее пригодный для обитания. Поэтому картины с данным пейзажем рождают положительный эмоциональный отклик. Существует еще куча всяких стандартных  художественных трюков, как сыграть на эмоциях клиента. Но это все во-первых, мелочевка, которой хватает лишь на поддержание штанов. А во-вторых, все это скорее дизайн, чем искусство. Поэтому подавляющее большинство художников никому не известны, не интересны, бедны, их квартиры и чердаки забиты их «творениями» и почти ничего не стоят. 


      Сектор же крупной околохудожественной коммерции устроен следующим образом. Кто-нибудь из воротил данного бизнеса находит какого-нибудь хорошего, но не известного художника, находящегося либо на грани издыхания, либо уже за этой гранью. Главное - чтобы он уже либо почти, либо совсем не мог творить. То есть, чтобы количество товара данного бренда было ограничено. И скупает оптом за бесценок все его творения у него самого или у его наследников. Затем организуется и проплачивается раскруточная компания. Организуется выставка и шумиха в прессе. Критики пишут восторженные статьи. Ушел из жизни великий мастер, не понятый современниками, Человечество потеряло самобытного гения, внесшего грандиозный вклад в копилку… и т.д. и т.п. Лохи кидаются инвестировать в предметы высокого искусства. Рыночная цена на данный бренд взлетает. Воротила обогащается. Занавес.
 

      Особнячком  на  всем  этом  празднике  жизни  стоят  единичные  художники,  которые умудрились добиться прижизненной известности и богатства. Как им это удалось? Здесь обычно складываются три фактора. Во-первых, это профессионализм - владение трудовыми навыками и работоспособность, плодовитость. Чтобы о тебе в принципе заговорили, нужно раскидать по свету много своей продукции. А для этого ее нужно прежде всего изготовить. Во-вторых, это очень хороший маркетинг. Чего бы стоили Дали без Галы, а Церители без системы откатов? Никто бы о них никогда не узнал. И в-третьих, талант. Это некая не слишком большая степень неадекватности художника, которая специфически искажает мир, пропущенный через его глаза, мозг и руки, и вызывает у зрителя характерный эмоциональный отклик. Впрочем, третий пункт не обязателен. Вносить искажения можно и искусственно, имитируя наличие таланта. А можно творить и вовсе без таланта на злобу дня. Компенсируя отсутствие таланта плодовитостью и рекламой. Есть также такой специфический сектор рынка, как рисунки знаменитостей. Простенькие рисунки Пушкина, Леннона и ученические акварели Гитлера никогда не будут дешевы.
 

     Параллельно с коммерческим псевдоискусством, или попросту халтурой, существует так называемое истинное искусство. Это те картины, где художник выражает свою мысль. Хочет что-то сказать, показать и рассказать зрителю. Чему-то научить. Для этого, правда, у художника должны быть мозги. Причем, настолько хорошие, чтобы ему было что сказать ценного, интересного. Например, в Лувре я у одной маленькой картины простоял достаточно долго. На ней была изображена вся технологическая цепочка средневекового металлургического производства. Очень познавательно. Если в здоровом обществе религия успешно приводит в порядок мозги художников, подсказывает идеи, сюжеты и вдохновляет на творчество, то теперь с содержанием картин почти совсем глухо. Художники в массе своей совершенно дезориентированы и деморализованы. Настолько сильно, что не понимая и не чувствуя современный мир, не способны видеть его красоту. Поэтому больше обращаются к прошлому, чем к настоящему. Вообще, видя, что человек рисует, можно составить представление о том, что он представляет из себя.
 

         Для закрепления пройденного материала разберем несколько примеров.
 

         Пример 1.


       Ниже мы видим картину «Скорбящая Магдалина». Сюжет стандартный для 15-16 веков, я видел подобные картины в разных музеях от Рима до Екатеринбурга.


       Образ Магдалины  в  Евангелие имеет минимум двойной функционал. Во-первых, наличие данного персонажа призвано давать надежду на спасение даже блудницам. Во-вторых, этот образ оттеняет образ Иисуса, подтверждает его высокий ранг. Посудите сами. Где это видано, чтобы блудница раскаялась и исправилась? Да это в принципе почти противоестественное явление. И уж если это произошло, то Иисус реально крут. И вообще, у крутого чувака должна быть клевая телка. Все это знают. Теперь смотрим на картину и читаем ее символику. Сидит клевая телка. Перед ней книга и крест - символы мудрости учения Иисуса. Череп - символ скорби по усопшему. И хлыст - средство «умерщвления плоти», главенства духа над плотью, разума над инстинктами. Иногда вместо хлыста на картинах с данным сюжетом изображена какая-нибудь посудина или даже кувшин - символ целомудрия. То есть мы видим, что Магдалина, не смотря на свое блядское прошлое, скорбит по усопшему Иисусу, храня Ему верность и чтя Его учение.


1


       И глядя на эту картину, человек думал: «Если уж такой реально крутой чувак, что такая клевая телка ему верна после смерти… да он еще и сын Бога… пожертвовал жизнью ради людей, то и нам, простым смертным вовсе не зазорно возлюбить ближнего как самого себя и подставить другую щеку под удар». То есть данная картина объективно служила воспитанию альтруизма и сплочению социума.

 

      Мы видим  наличие как профессиональной формы, так и содержания, направленного на благо социума. Таким образом, картина относится к истинному высокому искусству.
 

         Пример 2.
 

     Ниже мы видим знаменитую старинную картину. На ней изображены  слепцы, идущие цепочкой, держась друг за дружку. Единственный зрячий, который вел их, оступился и упал, увлекая за собою тех, кто за него держался. Все это происходит на фоне деревни и сельской церквушки, которая как бы господствует над всем действом. Таким образом, мы имеем дело с аллегорией. Если пастырь впал в грех, то паства, которую он ведет за собой - впадет в грех автоматически. Тема не утратила актуальности за сотни лет. Более того, она актуальна сегодня как никогда.


2


      Мы  видим  наличие как профессиональной формы, так и содержания, направленного на благо социума. Таким образом, картина также относится к истинному высокому искусству.


        Пример 3.


     На картине изображен знатный алень подкаблучник, которого оседлала доминирующая паразитирующая жена. Мы видим много символов праздности и развлечений от бухла в руке женщины и до карнавальной маски. То есть выражаясь современным языком это алкоголичка и клубная тусовщица. Мы видим несчастное лицо мужчины. Мы видим, что нога мужчины уже угодила в яму, и он упадет, получив вывих или перелом. На заднем плане мы видим тот же сюжет, но у простолюдинов. Доминирующая жена выдирает мужу волосы, и он также вот-вот полетит под откос. Смысл картины очевиден и актуален во все времена. Независимо от сословия и достатка, аленизм и вагинозависимость - гибельны для мужчины, разрушительны для его жизни.
 

3


      Мы видим наличие  как  профессиональной формы, так и содержания, направленного на благо социума. Таким образом, картина также относится к истинному высокому искусству.


        Адриан Питерс Ван Де Венне.


        Халтура и низкое искусство.
 

       Помнится, когда я, вдохновленный необычайно качественными работами Карла Брюллова, виденными мною в Третьяковке, пытался прорисовывать детали на своих ученических акварелях, то преподавательница снисходительно заметила, что это не профессионально, сразу видно любителя. На что я парировал, что слава Богу, я не «профессионал», и потому могу позволить себе делать качественную картину.
 

         Пример 4.
 

      Писать качественную картину - огромный труд. Причем чаще всего малооплачиваемый. Особенно трудозатратна прорисовка мелких деталей. Поэтому всегда есть соблазн схалтурить. Снизить трудозатраты. Однажды группа художников объединилась, назвала себя импрессионистами и стала продавать чуть сдобренный грубыми деталями и контрастными цветовыми пятнами подмалевок (подмалевок - полуфабрикат, картина на начальной стадии изготовления). Сначала никто ничего не понял, и их просто обстебали. Но затем до художников дошла очевидная выгодность предприятия, и импрессионизм дал начало множеству направления «современного искусства», а попросту художественной и псевдохудожественной халтуры. И высмеивают теперь тех, кто делает качественные работы. Подобное явление давно описано в сказке про голого короля. Чтобы оправдать халтуру перед неискушенным потребителем, художники обычно употребляют универсальную отмазку, что это такое особое «видение художника», что конечно же явная чушь.

4


     Разница  между  импрессионизмом и полноценной живописью точно такая, как между фотками, сделанными камерами 0.05 мегапикселя и 5 мегапикселей. Или между тем, как видит мир человек с плохим зрением без очков и в очках. Справедливости ради следует заметить, что на инстинкты такие картины тоже воздействуют, эмоциональный отклик вызывается. Трюк состоит в следующем. Внимание клиента, не отвлекаясь на прорисованные детали, которых нет, концентрируется на выделяющихся контрастных пятнах, собственно и создающих впечатление присутствия зрителя в данном пейзаже. Но опять же только в том случае, если он в подобном пейзаже бывал раньше. Это игра на воспоминаниях и запомненных ощущениях. Если вы в реальной жизни никогда не наблюдали красивых бликов заходящего солнца на вечерней воде, вдыхая приносимые свежим бризом запахи моря, то данная картина не родит в вас никакого эмоционального отклика.


       К чему отнести данное творение? Оно вроде и не вредит социуму и эволюции вида. Но и ничем не помогает. Своеобразный дизайн интерьеров с примесью эмоционального онанизма. Назовем это полуискусством.


        Пример 5.


       Апофигей профанации и деградации искусства - знаменитый черный квадрат. Новаторство художнега с говорящей фамилией состоит в том, что он доказал, что задорого можно продать даже абсолютное очевидное дерьмо начисто лишенное смысла и не требующее никакого мастерства выше малярного. После этого живописцы пустились во все тяжкие совсем уж бесстыдно. Бизнес есть бизнес, чего стесняться, деньги не пахнут. Несомненно, это самое низкое псевдоискусство.


5 


     Впрочем, кроме продажи сдобренных подмалевков и откровенных какашек существует множество других трюков. Разберем в качестве примера следующее знаменитое творение.
 

         Пример 6.


6
 

         Форма.


      Здесь мы во-первых видим трюк, который я называю «веерная стрельба по инстинктам». Разберем несколько таких стандартных выстрелов.


       1. Давление на инстинкт самосохранения. Мы видим угрожающих монстров. Пространство слишком открытое. У нас со времен гоминид в бортовом компьютере прошита боязнь таких ландшафтов. Нашим далеким предкам негде было бы спрятаться от крупных хищников. Поэтому зритель чувствует себя крайне неуютно. Эффект усилен подозрительной облачностью а также тем, что на горизонте виднеется спасительная зелень и детали рельефа, где вероятно можно найти убежище и еду. Однако путь отрезан монстрами.


     2. Давление  на  половой инстинкт. Сиськи и письки на среднем плане, голое тело на переднем плане.


    3. Давление на адекватность восприятия. Художник намеренно искажает окраску или геометрию предметов и тел, делает их неправдоподобными. Также он может искажать пространство, то есть располагает эти предметы так, чтобы интуитивно чувствовалась или понималась невозможность такого расположения. При профессиональном уровне техники изображения данный трюк приводит зрителя в смятение, так как он видит то, чего быть не может. С помощью данного трюка художники, не имеющие таланта (некоторой степени неадекватности восприятия действительности) имитируют его наличие. Способы, приемы  искажения реальности называются почерком или манерой художника. Обычно один художник эксплуатирует несколько характерных приемов, благодаря чему его картины узнаваемы.


        Содержание.


       Сюжет «Искушения святого Антония» очевиден. Это противостояние разума и инстинктов. Разум изображен в виде людей. Инстинкты изображены в качестве животных. Обычная практика со времен Босха. Однако на картине соотношение сил настолько очевидно в пользу инстинктов, что плачевный результат этого противостояния интуитивно понятен. Симпатии художника явно не на стороне святого Антония, который изображен в виде неприятного голого  старикашки с кривым крестиком. Кроме того мы видим под монстрами людей, которые их вовсе не боятся и вроде бы неплохо чувствуют себя под их сенью. И даже агрессивны по отношению к богу. А значит, картина не мотивирует зрителя на борьбу со страстями, а напротив, мотивирует к животному поведению. Картина тогда пораженческая, рождающее в зрителе отчаяние и чувство обреченности. По сути картина пропагандирует бессмысленность борьбы с животным началом.


       Цель художника в данном случае не изменить мир к лучшему, а выпендриться и, играя на инстинктах клиентов, потакая им - обогатиться. Что дало социуму данное произведение кроме перераспределения средств из карманов лохов в карманы лохотронщиков от искусства? Да ничего ровным счетом. Поэтому оно также относится к низкому искусству и никакого уважения не заслуживает.


       Таким образом, мы имеем дело в низким, хотя и качественным с профессиональной точки зрения, искусством.
 

   Ну вот, теперь  вы  поняли основные принципы современного изобразительного псевдоискусства. Не нужно таланта. Не нужно идеи. Не нужно понимания реального мира и его красоты. Главное - наворотить побольше разной фигни, вызывающей эмоциональные реакции. Авось, кого-нибудь что-нибудь да зацепит. А если не зацепит что-то конкретное, то клиент будет сбит с толку своей неясной разнонаправленной эмоциональной реакцией, и у него возникнет ощущение, что смысл какой-то вроде есть, но он понять его не в состоянии. А посему клиент закомплексует, заткнется, чтобы скрыть свою якобы некомпетентность и будет благоговейно внимать той пурге, которую ему наметут в уши касательно данного шедевра заинтересованные люди. На что собственно и рассчитано.


      Ну а художественные критики и искусствоведы с удовольствием потом высосут из пальца какой-нибудь скрытый глубокий и даже гениальный смысл взамен напрочь отсутствующего реального. Даже не сомневайтесь. Им ведь тоже надо получать гонорары за статьи и писать о чем-то диссертации. Лохи - схавают и оплатят все, что им подсунут. Та же самая сказка про голого короля в действии.


      Если нет таланта, сумашедшинки, вдохновения, эмоционального подъема, идей, а проще говоря, художнику вообще нечего сказать - он вымучивает злободневные сюжеты и малюет братков в сауне, знаменитостей, политиков, копии «мастеров» и парадные льстивые портреты уголовников и зажиточных проституток, играя на тщеславии покупателей.


 © Novoselov Oleg

.